На сегодняшний день существует множество некоммерческих организаций, объединяющих компании, предоставляющие те или иные услуги или работающие в сфере производства определенных товаров, а также субъектов профессиональной деятельности того или иного рода. Основной идеей создания таких СРО является осуществлений функций контроля и надзора за деятельностью членов, а точнее – передача этих полномочий от государственных структур непосредственно самим участникам рынка. При этом, соответственно, сокращаются бюджетные расходы на осуществление данного контроля (который сами компании могут реализовывать «изнутри» более эффективно), а государственный надзор смещается с деятельности на ее результат.
Для некоторых компаний (например, для фирм, предоставляющих услуги аудита, занимающихся транспортными перевозками или строительством) членство в таких СРО является обязательным, для других – нет. При этом одним из самых важных аспектов, на которые следует обратить внимание при вступлении в подобные объединения, являются вопросы членских взносов и их корректного отображения в бухгалтерской отчетности, сдаваемой компаниями-участниками, а также предоставляемых налоговых документах.
Прежде чем приступить к рассмотрению данных вопросов, остановимся на основных функциях, выполняемых этими некоммерческими организациями. К их числу относят следующие:
Итак, остановимся более подробно на вопросах бухгалтерского учета, актуальных для организаций-членов СРО. Разумеется, все участники обязаны исправно вносить все платежи, предусмотренные правилами некоммерческого объединения:
Порядок отображения этих выплат в отчетности компании зависит от того, применяется ли при финансовых перечислениях кассовый аппарат. Если да, то взносы учитываются соответственно времени их перечисления (непосредственно в том отчетном периоде, когда они оплачиваются). Если же вступительные и членские взносы, а также платежи в компенсационный фонд некоммерческой организации проводятся без кассы, то есть путем перечисления на расчетный счет СРО, то все они должны быть отражены в налоговом учете единовременно.
Следует также отметить, что вступительный взнос и перечисления в компенсационный фонд производятся сразу же по вступлении компании в СРО и не возвращаются в случае, если фирма из нее выбывает. Чаще всего такие выплаты учитываются по счету № 97 («расходы будущих периодов). В случае если используется такое налоговое планирование, стоимость чистых активов поддерживается на высоком уровне, а сумма, поступившая в качестве компенсационного взноса, затем переносится на себестоимость работ, которые выполняет та или иная компания.
Министерство Финансов РФ сообщило в одном из своих информационных писем, что все расходы, не влекущие за собой образование активов, могут быть учтены как расходы будущих периодов. Все одноразовые платежи от членов СРО в адрес некоммерческой организации также можно причислить к этой категории. При этом необходимо установить временной интервал, по истечении которого эти расходы будут списаны по статье «текущие затраты». Исходя из того, что свидетельство о вступлении компании в СРО выдается бессрочно, период такого списания должен быть задан компанией самостоятельно. Чаще всего он составляет от трех до пяти лет. Датой, когда можно отразить в бухгалтерской отчетности вступительные взносы, можно считать дату получения компанией свидетельства о вступлении в некоммерческую организацию.
Что же касается взносов в компенсационный фонд, то их имеет смысл отображать как расходы будущих периодов только в том случае, если единовременное списание представляет опасность для непрерывной деятельности компании. Оснований для того, чтобы относить платежи в адрес СРО на себестоимость работ или оказания услуг, нет. Это объясняется тем, что факт вступления компании в некоммерческое объедение никак не связан с ее функционированием, а лишь предшествует ему. Именно поэтому фирма не должна приравнивать уплату членских взносов к расходам по своим обычным видам деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что все виды платежей в адрес СРО нужно признавать расходами по текущему периоду и отражать их на счетах учета затрат.
Теперь рассмотрим вопросы налогообложения, связанные с уплатой взносов в некоммерческую организацию. Если эти перечисления влияют на возможность компаний-плательщиков осуществлять свою непосредственную деятельность, то их относят к прочим расходам, связанным с производством и/или реализацией. Взносы (если они являются обязательными) можно отразить единовременно, без распределения по нескольким отчетным периодам.
Если же компании не обязательно требуется вступление в СРО (например, не нужно получать допуск на выполнение работ) и она вошла в состав некоммерческой организации на добровольной основе, то сумма уплаченных взносов во внутреннем и международном налоговом планировании не учитывается при вычислении налога на прибыль. В этом случае такие расходы нельзя считать экономически обоснованными.
Получение свидетельства о вступлении компании в СРО является фактом, подтверждающим ее расходу на уплату членских взносов, поскольку никаких других бумаг (первичные бухгалтерские документы или двусторонний договор) некоммерческие организации не предоставляют. В свидетельстве, которое получают компании-члены СРО, не указываются размеры и сроки выплат, так как они напрямую зависят от доходов фирмы и могут быть непостоянными.
Согласно письму Минфина, в качестве расходов взносы можно учесть по следующим документам: