+7 (495) 540-49-85
пн-пт: с 10:00 по 18:00
Заказать обратный звонок
Задать вопрос консультанту
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш город:
В какое время: по рабочим дням с 10:00 до 18:00
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш E-mail:
Вопрос
+7 (800) 333-09-85
Бесплатный звонок по России
Главная > Новости и акции

В вопросе долгов Россия могла бы действовать так же жестко, как Парижский клуб – Новости на сайте Inter Legis

10.07.2017

Недавно средства массовой информации получили сведения о том, что некий заемщик взял в долг у Российской Федерации 1 миллиард долларов США и не вернул эту сумму. Правительство направило в Государственную думу материал по поводу этой ситуации. Либеральные источники, естественно, также заинтересовались случившимся и попытались разобраться, кто же брал взаймы у России и не рассчитался с долгом.

Звучали версии, что это Республика Беларусь, Венесуэла и даже Куба. Но на информацию был наложен гриф «Секретно». Поэтому должника не удалось найти. Тем более что у многих стран имелись долги.

Однако затем Счетная палата все же сообщила, что это Венесуэла. Российская Федерация одобрила кредит для нее еще в 2011 году. Сумма составила 2 миллиарда 980 миллионов рублей. Предоставление кредита состоялось в 2012–2013 гг., а в 2016-м провели реструктуризацию долга. Его планировали погасить при помощи траншей раз в полгода на протяжении 3 лет. Однако Счетная палата настаивает, что должник не смог выполнить условия, по которым реструктуризировался его долг. В результате государственный бюджет Российской Федерации теряет около 950 миллионов долларов (54 миллиарда рублей).

Что думают экономисты?

Inter Legis приводит мнение по поводу сложившейся ситуации Валентина Катасонова – ученого-экономиста (доктора наук) и профессора Московского государственного института международных отношений. Он полагает, что дело не в конкретном государстве, взявшем средства взаймы. Дело в том, что движение капитала за границу осуществляется под грифом «Секретно». Поэтому примерно по той же схеме могли действовать чиновники.

Ученый считает, что полного представления о суммах долгов у разных стран перед Россией нет даже у правительства в лице министра финансов. Эти темы очень размыты и обсуждаются закрыто. Поэтому наше государство время от времени списывает долги заемщикам, хотя проблемы с другими долгами пытается урегулировать при помощи переговоров. Этими вопросами занимается заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Именно он должен разбираться в проблемах, связанных с долгами.

Кому выгодно списание долгов?

По мнению Катасонова, примерно так же происходит вывод денег в оффшор. Схема выглядит следующим образом. Некоему лицу дают денежный кредит. Потом долг нужно реструктуризировать. В результате определенные заинтересованные стороны получают выгоды. Речь идет о бенефициарах и «откатах».

Проблема долгов, по словам ученого, довольно деликатна. Это ситуация, когда кредитор серьезно рискует. Кроме того, Катасонов упомянул, что некогда Сергея Сторчака подозревали в неприятной истории, связанной с финансовыми махинациями. Предполагалось, что министр финансов мог участвовать в незаконных списаниях различных долгов и даже был выгодоприобретателем в результате этих операций.

Ученый говорит, что депутатам следовало бы настаивать на отчетностях и прозрачных экономических процессах. Так, он не знает, каким образом Кубе списали долг, составлявший около 30 миллиардов долларов США. Российские СМИ кратко сообщали об этом примерно три года назад. Однако обычно столь крупные суммы списывают в обмен на определенные услуги от государства-должника.

Иногда списание части задолженности можно провести в обмен на активы или уступки политического характера. Такова практика западных стран. Катасонов говорит, что в этой ситуации списание, возможно, было необходимо. Но нужно требовать что-либо в обмен. Это могли быть военные базы, или, к примеру, Россия могла бы получить доступ к никелевым месторождениям, которыми славится Куба.

Ко всему прочему, за последнее время РФ списала африканским государствам довольно крупную задолженность. Это преподносилось как пример России и повод для гордости нашей страной.

Как действует Парижский клуб кредиторов?

Однако Парижский клуб кредиторов действует совсем по-другому. У них жесткие правила. Включив в Россию в свои ряды, они получили от этого огромную выгоду. Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция также, по словам Катасонова, не занимаются подобными списаниями. Однако Российская Федерация практикует подобное регулярно.

Катасонов задумывается о том, что же получает взамен Россия. Он задается вопросом по поводу возможных «распилов», «откатов» и выгоды для российских чиновников от происходящего.

Такая ли это крупная сумма?

Относительно значимости 1 миллиарда долларов США для государственного бюджета РФ экономист считает, что такой суммой не стоит пренебрегать. Он привел в пример действия руководителя США Дональда Трампа, который не счел нужным платить несколько миллиардов долларов за подписание и выполнение Парижского соглашения по климату. Получается, для Америки миллиард долларов – важная сумма, несмотря на то, что эта страна считается обеспеченной. Поэтому цифры задолженностей других стран перед Россией очень серьезны.

Катасонов утверждает, что если перевести миллиард долларов в российские рубли, получится цифра в половину средств, которые РФ выделяет на затраты, связанные с образовательной сферой. Имеется в виду финансирование и обеспечение высшего образования. Поэтому на ситуацию все же следует обратить внимание.

Что касается ущерба для государственного бюджета России, эксперт сослался на определенные разделы самого же бюджета. Он говорит, что раздел по международным кредитам обладает как доходной, так и расходной частью. Погашение задолженностей перед РФ – это доход, а выдача кредитов Российской Федерацией иным государствам – расход. По его мнению, при невозможности платить должники могли бы выполнить свои обязательства альтернативными способами.

Однако с точки зрения Катасонова Министерство финансов не предпринимает необходимых усилий в этой сфере. Оно пользуется Фондом национального благосостояния и Резервным фондом, считая, что они вполне спасают положение. Вот почему чиновникам нет дела до потерянных средств.

Какие еще суммы теряет государство?

Также ученый высказался по поводу крупных денежных сумм, уходящих на счета в оффшорных зонах, которые есть помимо невозвращаемых и списываемых финансов. Он сообщает, что государственный бюджет недополучает несколько десятков миллиардов американских долларов. Эта проблема довольно серьезна.

Однако государство приняло закон относительно деятельности КИКов (контролируемая иностранная компания). В результате юридическим и физическим лицам пришлось подать декларацию о доходах и активах, которые содержатся в оффшорных зонах. Но государство получило совсем немного деклараций – несколько процентов от общего числа тех, у кого есть счет в банке в оффшоре.

Эксперт высказал предположение, что в результате недоплачиваются налоги. Причем ущерб государству составляет несколько десятков миллиардов американских долларов.

Что делать в сложившейся ситуации?

Ученый бьет тревогу из-за молчания властей о сложившейся ситуации. В мае президент РФ подписал указ. Речь идет о «Стратегии экономической безопасности до 2030 года». Ознакомившись с этим документом, Катасонов не нашел там ни одного слова по поводу оффшоров. Однако на оффшорные территории, по данным экономических экспертов, выведено около одного триллиона долларов США. Эти активы могли бы стать источником налогов, но это никак не упоминается в законе.

Недавно прошедший Петербургский международный экономический форум практически не касался данной темы. Там обсуждались совершенно другие вопросы. Но триллион долларов в оффшорных зонах и недополучение нашим государством крупных сумм налогов попросту замалчивалось.

С другой стороны, определенные вещи можно осуществить быстро. Но по каким-то причинам этого не происходит. Например, можно перекрыть свободное движение капиталов. Дело в том, что финансы уходят из России. В результате все разговоры по поводу иностранных инвестиций становятся ничего не значащими словами. О них говорят, чтобы отвести глаза от реальной проблемы. Капитал утекает. И это было, происходит в наше время и, возможно, продолжится в будущем. И страну покидают десятки миллиардов американских долларов.

Есть ли возможность прекратить отток капитала?

Капитал попадает за границу. Естественно, он оседает в определенных местах. Это вполне можно и даже нужно прекратить. Весной прошлого года об этом сказал глава Следственного комитета РФ Бастрыкин. Катасонов считает, что Бастрыкин был прав. Он обязан решать все поставленные перед ним задачи. Однако полная открытость дверей мешает ему действовать.

Возможно, и история с венесуэльской задолженностью – это не просто конкретный случай, но вообще один из примеров всей проблемы с движением капитала. Выдача зарубежных капиталов в кредит – это, по сути, экспорт денежных средств. Однако, по мнению Катасонова, ответственность за происходящее несет Сергей Сторчак. Именно у него следует спросить об обслуживании и погашении задолженностей заграничными заемщиками.

Валентин Катасонов высказался, что России не возвращают долги из-за либеральной модели экономики, полной экономической открытости государства. Окна и двери частного дома обычно закрыты. Это защитная мера против нежелательных гостей. Никто не желает превратить свое жилье в проходной двор. Однако именно это происходит с Россией. По мнению ученого, нужно всерьез взяться за проблему и заняться борьбой с бесконтрольным движением средств.

Обязательные бухгалтерский учет и отчетность могли бы изменить ситуацию.

Вот почему Бастрыкин предложил контролировать трансграничные финансовые потоки. Ведь он не имеет никакой возможности остановить махинаторов, если они вывозят капитал за рубеж абсолютно свободно, не согласовывая свои действия с государством.

Почему меры, которые уже проводились, не были эффективны?

Полная валютная либерализация не привела к исчезновению «серых» схем, по которым выводится капитал. Дело в том, что выводимый за границу миллиард обычно получают в результате нарушения законов РФ. Так случается в абсолютном большинстве случаев. Поэтому махинаторы выводят капитал, попутно заметая следы и лишая законодательство возможности разобраться в ситуации.

Стоит вспомнить о «Международном промышленном банке» С. Пугачева. Все происходило по классической отработанной схеме. Создавались подставные предприятия, на них владелец банка выдавал кредиты. В итоге банк был опустошен. Капитал же перевели за границу. С тех пор прошли многие годы. Однако государственные структуры даже не пытаются найти эти средства. Это стандартная история. Возможно, по такому же принципу действуют и «западные партнеры».

Предыдущая
Какие государства относятся к «классическим оффшорам»?
«Классическими оффшорами», как правило считают государства, предоставляющие нулевой режим налогообложения, к которым в том числе относятся: Белиз, Сейшельские острова, Британские Виргинские острова, Маврикий, Панама, Доминика, Каймановы острова, Маршалловы острова, о. Невис и др.
Мы принимаем
MasterCard Visa
Время работы
пн-пт: 10:00 - 18:00
Контакты
Тел.: 8(800) 333-09-85
Почта: info@inter-legis.ru
Скайп: inter-legis
^ Наверх