+7 (495) 540-49-85
пн-пт: с 10:00 по 18:00
Заказать обратный звонок
Задать вопрос консультанту
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш город:
В какое время: по рабочим дням с 10:00 до 18:00
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш E-mail:
Вопрос
+7 (800) 333-09-85
Бесплатный звонок по России
Главная > Новости и акции

КИК - просто о сложном

25.01.2016

Ровно год назад, а именно 01 января 2015 года в силу вступил так называемый «закон о КИК», он же «закон о контролируемых иностранных компаниях», он же «антиоффшорный закон», он же «закон о деоффшоризации». С тех пор в научном сообществе появилось большое количество статей и обзоров, посвященных данному вопросу. В настоящей статье мы также попробуем разобраться в том, что же регулирует указанный закон, какие понятия в нем используются, и какие ограничения он вводит. Сразу оговорюсь, что в данном обзоре будет минимальное количество ссылок на нормы налогового законодательства, так как он прежде всего ориентирован на собственников бизнеса и обывателей, а не юристов; для юристов подготовлено достаточное количество материала, который без труда можно при желании найти. Итак, приступим.

 

Наименование закона

Официально «закон о КИК» является Федеральным законом «О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», 24.11.2014 г. № 376-ФЗ. Таким образом, Налоговый кодекс РФ данный законом дополняется новыми нормами, регулирующими владение иностранными компаниями в РФ и возникающие в связи с этим права и обязанности налогоплательщиков.

 

Нововведения

К основным нововведениям, появившимся в НК РФ, относятся следующие:

1.      Статьей 25.13 НК РФ вводится новый термин «контролируемая иностранная компания» - иностранная компания (компания, не являющаяся налоговым резидентом РФ), определённая часть акций которой (см. «Пороги» владения) принадлежит (прямо или косвенно) физическому лицу, налоговому резиденту РФ либо иным образом им контролируется (см. «Осуществление контроля»);

2.      В соответствии с новеллами НК РФ налоговый резидент РФ обязан уведомить об указанном выше владении или контроле налоговый орган РФ (см. Как и куда направлять уведомления. Сроки. Ответственность);

3.      Прибыль, полученная от деятельности контролируемой иностранной компании, может подлежать налогообложению в соответствии с налоговым законодательством РФ (см. Налогообложение прибыли);

4.      Изменяются правила признания организаций налоговыми резидентами РФ (см. Налоговое резидентство юридического лица);

5.      Изменяется порядок применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

 

 «Пороги» владения

Для того, чтобы иностранная компания, принадлежащая российскому налоговому резиденту, была признана контролируемой, а российский налоговый резидент был признан контролирующим лицом - доля прямого или косвенного владения данной компанией должна составлять:

с 01 января 2016 г.

·        более 25%, если компанией владеет единственный резидент РФ (как физическое, так и юридическое лицо) или если компанией владеют несколько резидентов РФ, но в сумме им принадлежит прямо или косвенно менее 50 процентов долей в компании;

·        более 10%, если компанией владеют несколько резидентов РФ (как физические, так и юридические лица) и суммарно им  принадлежит прямо или косвенно более 50 процентов долей в компании;

Доля участия в компании физического лица, рассчитывается совместно с долями его супруга/супруги и его несовершеннолетних детей, в случае, если они также владеют компанией.

Напомним, что доля косвенного участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 НК РФ.

 

«Осуществление контроля»

Помимо прочего, следует отметить, что контролирующим лицом иностранной организации признается также лицо, которое юридически НЕ имеет доли в иностранной компании, но при этом осуществляет фактический контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей (п.6 ст. 25.13 НК РФ). Таким образом, владение компанией через номинальных лиц посредством оформления трастового соглашения (декларации), что является весьма распространенной  практикой в соответствии с нормами английского права, также подпадает под регулятивное действие норм налогового законодательства РФ.

 

Структуры без образования юридического лица. Трасты, фонды

Следует также отметить, что российский законодатель приравнивает к понятию «компания» структуры без образования юридического лица (такие, например, как фонды, трасты, партнерства, товарищества и т.д.), контролирующим лицом которых является организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации (п.2 ст. 25.13 НК РФ). На данные структуры также распространяются нормы налогового законодательства РФ, а контролирующим лицом для целей новелл признается лицо, учредившее данную структуру, за исключением следующих случаев:

1)      такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2)      такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3)      такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4)      такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 статьи 25.13 НК РФ.

Указанные выше условия должны соблюдаться одновременно. При несоблюдении хотя бы одного из пунктов учредитель структуры без образования юридического лица будет признан контролирующим лицом, а структура – контролируемой иностранной компанией.

Описанные исключения, тем не менее, все же могут служить основой для формирования предложений, направленных на решение задач в рамках создания структур, не подпадающих под действие новелл налогового законодательства (см. статью Предлагаемые решения).

 

О чем необходимо уведомлять налоговые органы. Как и куда направлять уведомления. Форма и сроки уведомлений. Ответственность

В соответствии с п.3.1. ст. 23 НК РФ налоговый резидент РФ обязан уведомить налоговый орган по месту своего жительства:

1) об участии в иностранных организациях, в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов (независимо от того, является ли данная компания контролируемой иностранной компанией или нет).

Срок подачи уведомления – в течение 1 месяца с момента возникновения (изменения) указанной доли участия (п.3 ст.25.14 НК РФ).

Форма и формат уведомления утверждены Приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)»;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица.

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующими лицом (см. Пороги владения).

Срок подачи уведомлений - не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (п.3 ст.25.14 НК РФ). Соответственно, самое первое уведомление о КИК должно быть подано не позднее 20 марта 2017 г. Такое определение даты связано с тем, что налогоплательщики, признаваемые контролирующими лицами, будут обязаны впервые учесть нераспределенную прибыль КИК при определении налоговой базы за 2016 или 2017 гг., в зависимости от финансового года КИК. И если финансовый год компании определен с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г., то контролирующее лицо должно будет впервые учесть нераспределенную прибыль КИК при определении своей налоговой базы за 2016 г. и, соответственно, представить уведомление о контролируемой иностранной компании не позднее 20 марта 2017 г.

Форма и формат такого уведомления, а также порядок заполнения на дату подготовки настоящей статьи ФНС РФ не утверждены, таким образом в настоящее время в части КИК в налоговый орган подавать фактически нечего.

Следует заметить, что в случае наличия у налогоплательщика контролируемой иностранной компании следует подавать два уведомления: об участии в иностранной организации и о контролируемой иностранной компании (когда будут утверждены соответствующие форма и формат последней).

Также в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о КИК налогоплательщик имеет право представить уточненное уведомление. При этом, в случае подачи налогоплательщиком уточненного уведомления до того, как о поданных недостоверных сведениях стало известно налоговому органу, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 1296 НК РФ.

Итак, если Вы приобрели долю в иностранной компании, став ее единоличным владельцем, (в том числе через трастовое соглашение с номинальными акционерами) либо Ваша доля в приобретенной компании составляет более 10 процентов, то в соответствии с требованиями закона Вы в течение 1 месяца обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего жительства по соответствующим формам.

Если на момент вступления в силу «закона о КИК» Вам уже принадлежала доля в иностранной компании, то уведомление необходимо было подать до 15 июня 2015 г. Вопрос о том, что же делать тем, кто, скажем, до сих пор не уведомил налоговый орган, но по тем или иным причинам все более склоняется к этому будет рассмотрен нами в следующих статьях.

Касательно вопроса об ответственности за неподачу уведомления в срок. Последствием неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по уведомлению об участии в иностранной организации является возможность привлечения лица к налоговой ответственности по п. 2 ст. 129.6 НК РФ. Согласно указанной норме неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Крайне интересным и важным представляется тот факт, что в соответствии с п.п.8-12 ст.25.14 НК РФ налоговый орган вправе самостоятельно признать налогоплательщика контролирующим лицом, при наличии у налогового органа информации, полученной в рамках международного обмена информацией, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации. Практика показывает, что страны ЕС все более охотно предоставляют налоговым органам РФ по их запросу подобную информацию, при этом наиболее перспективным для целей получения информации является направление запроса в банк, который в любом случае имеет сведения о конечных бенефициарах компании.

Механизм реализации данной нормы может быть следующим: налоговый орган РФ направляет запрос в банк иностранного государства, с которым у РФ заключено международное соглашение об обмене информацией, далее в случае получения от банка определенной информации (представляющей для налогового органа интерес) направляет налогоплательщику требование предоставить соответствующие пояснения относительно фактов, изложенных в требовании; далее, после рассмотрения налоговым органом представленных пояснений или в случае непредставления таких пояснений, налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление о признании его контролирующим лицом, а компании, которыми он владеет – контролируемыми с распространением на них требований норм НК РФ.   

Как видно из настоящего, раздела необходимость уведомления о наличии иностранной компании полностью отсутствует только в случае, если доля такого владения менее 10 процентов, что при формировании определённых корпоративных структур может служить решением в рамках данного вопроса (см. статью Предлагаемые решения).

 

 

 

Предыдущая Следущая
Какие государства относятся к «классическим оффшорам»?
«Классическими оффшорами», как правило считают государства, предоставляющие нулевой режим налогообложения, к которым в том числе относятся: Белиз, Сейшельские острова, Британские Виргинские острова, Маврикий, Панама, Доминика, Каймановы острова, Маршалловы острова, о. Невис и др.
Мы принимаем
MasterCard Visa
Время работы
пн-пт: 10:00 - 18:00
Контакты
Тел.: 8(800) 333-09-85
Почта: info@inter-legis.ru
Скайп: inter-legis
^ Наверх